Простая просьба (A Simple Favor) 18+
Простая просьба
Год: 2018
Жанр: триллер, комедия, криминал, детектив
Длительность: 117 мин.
Режиссёр: Пол Фиг
Сценарий: Джессика Шарзер, Дарси Белл
Слоган: «Что случилось с Эмили?»
Сборы в мире: $97 644 617
Сборы в России: $2 088 594
Содержание
“Простая просьба”: весёлый триллер с женскими хитростями
Фильм 2018 года “Простая просьба” режиссёра Пола Фейга настолько захватывает зрителя, насколько на это вообще способен иронический детектив. Он не соответствует большинству стандартов жанра. Скорее идеально сочетает мистику и комедию не в пример многим из кинособратьев. Эта особенность — один из ответов на типичные претензии критиков, которые фильм элегантно отметает. Как если бы сама жизнь, подобно сюжету “Простой просьбы”, не была бы не столь запутана и непредсказуема большую часть времени.
Сценарий Джессики Шарзер и Дарси Белла успешно балансирует между интимной драмой, триллером и чёрной комедией, не боясь скатываться в банальность. Местами тяготеет и к ней тоже, но с очень интересным результатом по итогу на экране.
Сюжет
В центре сюжета — мать-одиночка Стефани (Анна Кендрик), автор популярного видеоблога, посвящённого рецептам и будням семейной жизни. Жизнь Стефани резко меняется после встречи с матерью одноклассника её сына по имени Эмили (Блейк Лайвли). Эта женщина выделяется раскованностью, современными взглядами и уверенностью в себе. Она никогда не участвует в скучных школьных мероприятиях, зато распространяет ауру принадлежности к высшему классу и скромное обаяние буржуазии.
Однажды днём Эмили вынуждена пригласить Стефани выпить, потому что дети хотят поиграть после школы. Именно так Стефани обнаруживает в этой женщине множество тайн. Личность Эмили окутана неприступной, но завораживающей загадочностью для всех обычных людей вокруг.
Несколько недель спустя Эмили, предварительно превратив Стефани в бесплатную няню, как обычно оставит у неё сына и исчезнет. При этом она заставляет новоиспеченную “подругу” расследовать свою пропажу вместе с мужем (Генри Голдинг). Видеоблог останется в сюжете не только как “дело жизни” якобы простодушной Стефани, но и как один из инструментов в захватывающих поисках пропавшей.
Ощущения от просмотра
На первый взгляд история кажется очень банальной, но сюжет скоро начнет совершать крутые повороты. В один момент из мелодрамы он превратится в детективный триллер с обязательным драматическим напряжением и юмором. Похоже, в этом продуманном сценаристами механизме сработали практически все детали. Во многом это, как ни странно, связано с ведущим трио актёров.
Персонажи
С одной стороны, Стефани — типичная молодая мать, изо всех сил стремящаяся вырваться из рутины. Роль идеально подходит Анне Кендрик. Это ощущается задолго до того, как героиня сама обозначит своё место в жизни, когда её поймают за уборкой кухни в чужом доме.
С другой стороны, образ и характер Лайвли полны неожиданностей. Она не подходит ни под одну характеристику типичной героини романтической комедии или мелодрамы. Она сексуальная и элегантная, утонченная и привлекательная в равной мере и одновременно сдержанна. Всегда задаёт больше вопросов, чем отвечает собеседнику.
В СЛУЧАЕ УБИЙСТВА НАБИРАЙТЕ «М» (DIAL M FOR MURDER) 1954 Г. Читайте также
Контраст между ними — важная составляющая обаяния “Простой просьбы”, как и баланс между иронией и мелодраматической напряжённостью. И особенно увлекательно наблюдать за взаимодействием двух противоположно разных героинь. Характер простоватой на первый взгляд Стефани окажется значительно интереснее великолепной Лайвли. В процессе героиня из “маленького человека” превратится в коварного серого кардинала, скрывающего много тайн, вплоть до инцеста.
Муж Лайвли
Между ними — образ Шона, наблюдающего за развитием интриги и участвующим в ней. Его “качает” между Стефани и Эмили. Он то отпускает одну, то контролирует другую и ситуацию в целом в то время, как главная игра всегда между женщинами. Способность Фейга как режиссёра играть с ожиданиями зрителя — вишенка на торте вкусного сценария фильма. Каждый поворот сценария — новый оттенок вкуса этого пирога.
Неожиданности
В фильме будет даже одно убийство, поданное, впрочем, как всего лишь забавное происшествие. А мужчины здесь — лишь расходный материал для настоящей женской борьбы. Не только за независимость, но и за право главной самки в стае и простое домашнее счастье. По строению сюжет напоминает шахматную игру. Пешка медленно, но верно шагает на другой край поля, и в конце концов становится ферзём.
“Простая просьба” как будто насмешливо пытается доказать верность слогана про любую кухарку, которая может управлять государством, переворачивая его смысл. Не кухарка, а опытная экономка и если не государством, то маленьким королевством точно.
Идея картины
Одна из самых главных идей картины состоит в феминистском посыле, скрытом под игривостью сюжета, но затрагивающем большинство линий развития. Фильм не склонен к морализаторству и нравоучениям. Он дарит зрителю безумное и простое веселье. Хотя секреты, которые хранит каждый из персонажей, не могут не интриговать.
Атмосфера лёгкости сопровождает фильм, начиная со вступительных титров. Всё в нём — от дизайна костюмов до саундтрека (а это переработка классического французского шансона) — сосредоточено на создании ярких образов главных героинь. Именно женщины в исполнении неподражаемых Кендрик и Лайвли “управляют” и развитием сюжета, и любыми деталями.
ПЫШКА (DUMPLIN’) 16+ Читайте также
Критика
Большинство критиков сравнивают “Простую просьбу” с культовой “Исчезнувшей” Дэвида Финчера. Но, конечно, фильм Пола Фейга не так мрачен. Отсылок так много, что можно заподозрить в замысле Фейга и сценаристов пародию, но нет. Вероятно, сравнение очень польстило бы автору литературного источника — Дарси Белл. Эта молодая писательница, стремительно ворвавшаяся на аллею голливудских киносценаристов. От момента публикации первого её романа-триллера до экранизации прошло не более двух лет. Режиссёр, казалось бы, не претендует на серьёзность. Но на самом деле сценарий фильма скрывает несколько важных и непростых тем.
Сценарий
Во-первых, это сатира, напоминающая “Отчаянных домохозяек”. Создатели, как и многие их предшественники в американском кино, высмеивают мещанский образ жизни и лицемерие живущих в спокойных пригородах мамочек-домохозяек.
Во-вторых, жанровые границы фильма не ограничиваются триллером и чёрной комедией. Фейгу интересно покопаться в прошлом. Он добавляет в фильм черты традиционного бадди-муви, фантастики, шпионского боевика и даже нуара. Что особенно любопытно, в рамках этих жанров обычно действуют мужчины. А здесь в центре сюжета образы Кендрик и Лайвли, что также, безусловно, говорит нам о феминистическом направлении сюжета. Критика нашла в “Простой просьбе” отсылки к “Дьяволицам” и “Двойной страховке”. Но вместо любовной линии нам предлагают развитие отношений двух подруг.
Просчёт
И в этом смешении жанров есть практически единственный просчёт сценария. Жанр нуара предполагает строгие рамки. В первую очередь чёткое разделение на гендерные роли. Играть с ними для создателя зрительского кино даже опасно. Сценарий грубовато обращается с главным приёмом литературного источника — “ненадёжным рассказчиком”. Зрителю предлагают обычные голливудские флешбеки, озвученные голосом за кадром. Кое-что в этом аспекте спасает ирония. Но в целом феминистическая интонация тонет в переплетении нуара и современной лёгкой комедии.
Резюме
В итоге фильм сильно провисает к финалу. Последние полчаса наводят зевоту, поступки и диалоги героев не поддаются никакой логике, характеры размываются. Однако в целом фильм подает феминизм в оболочке лёгкого развлекательного кино, и смотрится с большим удовольствием как приятное кино на один вечер.