“Девятые врата” (1999) – интригующий триллер без глубокого смысла.
Девятые Врата фильм 1999
Год: 1999
Жанр: триллер, детектив, фэнтези
Длительность: 133 мин.
Режиссёр: Роман Полански
Сценарий: Джон Браунджон, Энрике Урбису, Роман Полански
Слоган: «Как далеко ты готов зайти?»
Сборы в мире: $58 401 898
Можно ли взять самые дорогие металлы, крупные сияющие самоцветы и получить дешёвую бижутерию? Оказывается, да. Картина “Девятые врата” стала неудачей живого классика Романа Полански. Самому одарённому ученику Хичкока, как называют польского режиссёра, не помогли ни его опыт, ни его талант. Не спас фильм харизматичный и старательный Джонни Депп. Не повлияли на общее впечатление ни видеоряд от именитого оператора Дариуса Хонджи, ни саундтрек от известного композитора Войцеха Килара. Даже то, что за основу взят литературный бестселлер Артура Переса-Реверте «Клуб Дюма», не подняло уровень киноленты выше посредственного. Что случилось? Сработал человеческий фактор или режиссёр расслабился, купаясь в славе?
Содержание
Сюжет
Дин Корсо, Нью-йоркский библиофил, специализирующийся на поиске редкостей и торгующий книгами, получает задание от миллионера Бориса Болкана. Бездушному авантюристу предстоит найти и сравнить экземпляры руководства по призыву сатаны 1666 года под названием «Девятые врата в царство призраков».
Астрид Торкья, издавший книгу, сожжён на костре как еретик. Почти весь тираж был уничтожен. В мире осталось только три фолианта. Один есть у Болкана, остальные – у других коллекционеров. Цель Корсо – определить подлинность каждого.
Чтобы выполнить работу, книжный детектив отправляется в Европу, где его повсюду сопровождает загадочная зеленоглазая девушка. Жизнь владельцев книг “Девятые врата” оказывается под угрозой. Книги сжигают одну за другой, вырывая страницы с иллюстрациями. Экземпляр Болкана, находящийся у Корсо, пытается похитить женщина по имени Лианой Телфер, потому что он принадлежал её покойному мужу. Сам Борис как будто постоянно находится рядом. Героев ждут таинственные события и мистические откровения.
«БРАТЬЯ ГРИММ» — СМЕСЬ КОМЕДИИ, ТРАГЕДИИ И МАГИИ. Читайте также
О режиссёре
Сатанинская тема уже появлялась в творчестве Романа Полански. В 1969 году на экран вышел поразительный “Ребёнок Розмари”. Но “Девятые врата” снимались в конце 1990-х. Времена изменились, да и сам режиссёр не остался прежним. Картину с Деппом снимал счастливый муж, отец двоих детей, признанный классик популярного кино и человек с большими амбициями. Полански на границе веков стал похож на самодовольного парижского буржуа, а не на чувственного художника. Вероятно, именно перемены в личной жизни повлияли на то, как выглядела его вторая “встреча с дьяволом”.
Полански из тех творцов, в чьём искусстве оставили глубокий след личные драмы. Достаточно вспомнить кровавую «Трагедию Макбета» 1971 года. В ней критики увидели напоминание о массовом убийстве в Бель-Эйр, совершённом бандой Мэнсона. Тогда жестоко расправились с близкими друзьями режиссёра и Шэрон Тейт, его беременной женой.
Полански отрицал, что его видение Шекспира имеет какое-то отношение к пережитой трагедии. Про рецензентов он сказал, что те полны дерьма. Но нельзя отрицать, что воспоминания могли повлиять на уровне подсознания. Например, в его работах можно проследить отголоски краковского гетто, где он видел зверства немцев.
Чего не хватает “Девятым вратам”?
Возможно, в случае с “Девятыми вратами” механизм подсознательного переноса чувств и переживаний сработал наоборот. Благополучие не пошло мастеру на пользу. Любителей “Отвращения” удивит пресность происходящего на экране. Да, это “старый добрый Полански”. Можно заметить характерные черты режиссёрского стиля. “Подглядывание” за героями, гротеск, кольцевую композицию, ярких отрицательных женских персонажей и даже немного иронии. Но последней слишком мало в повествовании, и это ощущается особо остро.
Однако, прежде всего не хватило хищной и захватывающей, непредсказуемой игры, в которую он играл со зрителями в своих лучших фильмах. Может быть, комфорт, стабильность и нега на самом деле притупили остроту зрения художника и замедлили его рассказ?
Интересные моменты
Создателя “Тэсс” оправдывают несколько сцен в “Девятых вратах”, подтверждающих его величие. Во-первых, это впечатляющая заставка и начальные титры. Главный конёк Полански, которым славятся все его режиссёрские работы. Во-вторых, сцена в Балканской библиотеке, много говорящая о главном герое и его противнике. “Веришь ли ты в сверхъестественное?» – спрашивает Дин Корсо своего клиента. А тот отвечает: «Я верю в вашу маржу». Это намёк, достойный Филипа Марлоу из романа Раймонда Чандлера. В-третьих, нестандартный финал истории. Хотя и не настолько блестящий, как завершение его более раннего триллера с сатанинской тематикой «Ребёнок Розмари».
Ещё одно достоинство кинофильма – музыка Килара. Тёмная и мрачная или тонкая и лиричная, в зависимости от того, чего требует момент. Также можно отметить видеоряд. Хонджи проделал впечатляющую работу. Хотя на этот раз оператор отказался от свойственных его стилю цветных фильтров.
«В ДЖАЗЕ ТОЛЬКО ДЕВУШКИ» — ИСКРОМЁТНАЯ КОМЕДИЯ, СПОСОБНАЯ РАССМЕШИТЬ ДАЖЕ СЕГОДНЯ. Читайте также
Почему фильм не удался?
От автора “Неукротимого” ждёшь чего-то исключительного, выходящего за рамки нормального. Но вместо этого получаешь правильно построенный посредственный триллер с элементами ужаса. Именно поэтому “Девятые врата” разочаровывает поклонников творчества Полански и кинокритиков. Если забыть о заслугах режиссёра, отнестись к картине, как к обычному фильму, не ожидая чего-то неординарного, то он покажется вполне достойным. Жаль, что польский режиссёр с французским паспортом отнёсся к истории с утомительной серьёзностью. Словно не помня последнюю фразу романа Перес-Реверте, которая гласит: «И каждому читателю (зрителю) достаётся тот чёрт, которого он заслуживает».