фильм МертвецКино 

Рецензия на фильм «Мертвец» 1995 год – “кислотный” вестерн нового времени.

Время чтения:5 Минуты, 23 Секунды

Фильм «Мертвец»

Год: 1995

Жанр: вестерн, драма

Слоган: «No one can survive becoming a legend»

Длительность: 121 мин.

Режиссёр: Джим Джармуш

Сценарий: Джим Джармуш

Бюджет: $9 000 000

Сборы в США: $1 037 847

Возраст: 18+

“Мертвец” – один из самых дорогих ранних фильмов Джима Джармуша. Он пригласил известных актёров, использовал разные технические средства. Режиссёр не получил финансирования в Америке, но нашёл его в Европе. Выпустил картину, добавив собственные деньги. Кинофильм 1995 года, снятый в необычном жанре, напоминающем психоделический вестерн – классика независимого кино.

О вестерне

Североамериканские фильмы о Диком Западе почти так же стары, как и сам кинематограф. Вестерн появился в Америке в 1898 году. Фильмы этого жанра отличают переплетение историй и легенд и борьба добра со злом. Он уходит своими корнями чуть ли не в средневековье. Приключенческие книги тех времён, романтические и исторические романы легли в основу нового жанра, приобретшего характерные черты.

Вестерн снимался по определённому шаблону, как и классическая литература. Сцены, как в хорошей драме, должны были разыгрываться в определённой последовательности. “Плохой” парень здесь всегда проигрывает и получает наказание, которого заслуживает. А победивший “добрый” главный герой уходит в закат.

Фильм «Мертвец»

1960-е и 1970-е годы – это маленькая революция в жанре. Создаётся так называемый “кислотный” или психоделический вестерн. С ним связаны такие имена, как Сэм Пекинпа, Монте Хеллман, Серджио Леоне, Сэм Рэйми. Кислотный вестерн меняет структурные и выразительные особенности жанра. Вместо дешёвого романтизма и сентиментальности он предлагает немного иронии, грубость и натуралистичность.

Некоторые кинокритики утверждают, что «Мертвец» Джармуша продолжает эту традицию. Фильм по своей концепции похож на “психоделическую” картину про Дикий Запад. Сам Джармуш признаётся, что не особо любит вестерны. По мнению режиссёра, они создают бумажных персонажей, идеальные, слишком резко очерченные личности.

Джармуша не интересовала сущность вестерна и его жанровые особенности. Скорее он пытался использовать этот тип кинофильмов в качестве отправной точки для своих исследований.

Особенности картины

Начало достаточно схематичное. Подобно кальке, оно дублирует банальный сюжет, многократно использовавшийся в литературе и кинематографе. Молодой человек отправляется на Запад, чтобы начать там новую жизнь. Но это только завязка. Дальше всё меняется как в калейдоскопе, переворачивается с ног на голову и удивляет зрителей неожиданными поворотами.

Даже с технической точки зрения Джармуш совершает своего рода революцию. Вестерны принято снимать в цвете, чтобы передать пейзаж Дикого Запада. Ведь каждый стрелок после боя с плохим парнем отправляется навстречу заходящему солнцу. Этот образ стал чуть ли не символом жанра. Солнце должно было быть красным. Публика должна видеть алый закат и одинокого ковбоя на фоне него.

Фильм Мертвец отзывы
Фильм «Мертвец»

Это был канон, нарушенный в “Мертвеце”. Сюрприз: картина снята на чёрно-белую плёнку. Конечно, это тоже режиссёрская, чисто концептуальная отсылка к старым фильмам 1930-х и 1940-х годов. Таким образом передаётся ощущение, что это другой мир. Мир, ушедший в прошлое.

РЕЦЕНЗИЯ НА ФИЛЬМ «БРЮС ВСЕМОГУЩИЙ» 2003 ГОД. Читайте также

Сюжет

На протяжении всего фильма главный герой Уильям Блейк находится в пути. Это путешествие проходит в другом измерении, не в реальном, а духовном. Его пункт назначения – откровение. Герой балансирует и балансирует между жизнью и смертью. Он как бы входит в смерть, посвящается в тайну. Этот распад его психики хорошо заметен. Это приводит к другому состоянию сознания, более высокого порядка.

Фильм Мертвец актеры

В «Мертвеце» есть религиозные, почти мистические детали. Отдельное место занимает природа – главная для индейцев сила мироздания. Это их оракул, образ жизни, судьба и то, что объединяет их в племя. Круговорот природы включает в себя рождение и смерть. Такое мировоззрение транслирует индеец Никто. Он внимательно наблюдает за миром и читает его знаки. Джармуш умело использует этот метафизический, духовный момент, на его основе сплетая свою историю.

Блейк отправляется в мир смерти. Это совершенно обычный мир. Но всё как будто попадает в другое измерение. Рождается ребёнок, но рядом с ним умирает старик. Происходит мистический, сверхъестественный обмен. 

Выразительные средства

Сказка Джармуша пронизана поэтическими образами. Режиссёр профессионально выбирает выразительные средства. Даже пейзажи можно мастерски использовать.

Саундтрек к фильму настораживает. Однообразный, немного раздражающий гитарный перебор – работа Нила Янга. Вроде бы не подходит, но это несоответствие здесь очень важно. Это ещё один элемент концепции кинофильма. Это не просто саундтрек, он создает климат и атмосферу. Эта музыка, основанная на дуалистических последовательностях, поражает воображение.

Сюжет, аранжировка музыки, чёрно-белая плёнка – всё это укладывается в замысел режиссёра. Все эти средства подчёркивают двойственность бытия, как и события в картине. Например, Блейк приезжает в город и видит похоронную контору с гробами. А через мгновение – женщину с грудным ребёнком. Природа дарит те же образы и ощущения. В лесу, где полно диких, полных силы животных, герой находит убитого оленя.

РЕЦЕНЗИЯ НА ФИЛЬМ «ТОРТ» 2014 ГОД. Читайте также

Символизм

Блейк путешествует один. Это не зависит от находящегося рядом с ним индейца Никто. В кинокартине есть одновременно интересный и смешной эпизод. Охотники спрашивают Блейка, с кем он путешествует, и он отвечает: с Никем. Таким образом, индеец выступает как alter ego Блейка, как аргументатор, ведущий к истине. Он опекает молодого человека как Ангел-Хранитель. Но обращается к нему непонятно, загадочно, словно тот почти нереальная фигура.

В «Мертвеце» множество интересных и любопытно, не по-западному сконструированных персонажей, гротескных образов. Наёмный убийца, который ночью обнимает плюшевого мишку. Владелец фабрики, на которой хочет работать Блейк, человек-демон. Зверолов у костра рассказывает странную интерпретацию сказки про трёх медведей. Эти люди взяты чуть ли не из фильмов Вуди Аллена или Педро Альмодовара.

В фильме нет недостатка в жестокости. Но это непривычная жестокость, вызывающая не отвращение, а скорее оторопь и, может быть, стыд. Это не очень часто используемый способ обращения с темой насилия в кино. Он не пропагандирует грубость даже в стиле мастера Тарантино, не говоря уже о боевиках. Это совсем нетипичный западный шутер.

РЕЦЕНЗИЯ НА ФИЛЬМ «СЧАСТЛИВОГО РОЖДЕСТВА» 2014 ГОД. Читайте также

Итог

«Мертвец» полемизирует не только с вестерном как жанром. Но и интерпретирует его технические особенности и шаблоны в построении сюжета. Взяв вестерн за основу, режиссёр выстраивает собственное чёткое послание. Он хочет, чтобы в кино проникла мистика, которой можно жонглировать, чтобы передать что-то важное.

Фильм Мертвец трейлер
Фильм «Мертвец»

Фильм читается непросто. Начало картины – это точка понимания. Блейк садится на поезд. Помощник машиниста входит в купе и что-то ему говорит, задаёт ему вопросы. Вдруг произносит пророчество. Позже Блейк попадает в ад. То, что предназначалось ему, сбылось.

Измерение истории почти циклическое. Насилие носит метафизический, мистический характер. Если вы ожидаете перестрелки, как в старых вестернах, то этот фильм не для вас. Это очень интересное кино, которое стоит порекомендовать неординарным, терпеливым и требовательным зрителям.

Трейлер

Обзор

Фрагменты

Разное

Актёры

Джонни Депп (Johnny Depp)
Джонни Депп (Johnny Depp)
Уильям Блейк
Криспин Гловер (Crispin Glover)
Криспин Гловер (Crispin Glover)
кочегар поезда
Лэнс Хенриксен (Lance Henriksen)
Лэнс Хенриксен (Lance Henriksen)
Коул Уилсон
Поделиться:

Похожие записи