Рецензия на фильм «Собутыльники» 2013 год.
Фильм «Собутыльники»
Год: 2013
Жанр: драма, мелодрама, комедия
Слоган: «A comedy about knowing when to say when»
Длительность: 90 мин.
Режиссёр: Джо Сванберг
Сценарий: Джо Сванберг
Сборы в США: $343 341
Возраст: 18+
«Собутыльники» заинтересовали нас нетривиальным подходом к самому процессу кинопроизводства. Ещё не посмотрев сам фильм, мы наткнулись на статью, в которой рассказывалось о его съёмках. Оказывается, у картины не было сценария в общепринятом понимании. Сюжет рождался прямо во время работы. По итогу получилась лента, построенная на сплошной импровизации подвыпивших актёров. Ведь алкоголь на площадке был настоящим.
Сюжет
Главная героиня – Кейт в исполнении Оливии Уайлд. Она работает на пивоваренном заводе и испытывает некоторые затруднения в личной жизни. У Кейт с её молодым человеком Люком, которого сыграл Джейк Джонсон, давно не всё гладко. Ситуация лишь усугубляется тем, что пара ещё и работает вместе.
Однако героиня не стремится как можно скорее разобраться с этими проблемами. Вместо этого она успокаивает душу горячительными напитками и изредка позволяет себе флирт с другими мужчинами.
Однажды Кейт отправляется на барбекю со своими друзьями – людьми, которые ритмом жизни очень похожи на неё саму. Всем участникам событий уже больше 30 лет. Но они толком ничего не добились в жизни, лишь утратили все стремления и мечты. Персонажи просто плывут по течению, не имея ни блестящих перспектив, ни каких бы то ни было надежд на будущее. Однако никто из них ещё не знает, что безобидный уикенд в привычной компании перевернёт их жизни.
РЕЦЕНЗИЯ НА ФИЛЬМ «ИДЕАЛЬНЫЙ ГОЛОС» 2012 ГОД. Читайте также
Мамблкор
«Собутыльники» — определённо представитель мамблкора. Это новый жанр кинематографа, который отличается низким бюджетом. Он делает упор лишь на максимальную естественность диалогов и всех аспектов взаимодействия персонажей. Нам это течение нравится ещё после просмотра фильма Эндрю Буджальски «Смешно, ха-ха».
Он и стал родоначальником новой тенденции. Да, в мамблкоре нет и никогда не было глубокой драматургии и сложных сценарных решений. Но, нам кажется, именно этот жанр способен по-настоящему раскрыть проблемы молодого поколения и показать их в максимально реалистичном ключе.
Видеть, что мамблкор постепенно выходит из любительского кино в более крупные проекты, приятно. Режиссёры постоянно экспериментируют с направлением, добавляя его элементы в серьёзные картины или смешивая с другими жанрами. «Собутыльники» — тоже в каком-то плане нетипичны. Ведь обычно в таком течении задействуют непрофессиональных актёров, буквально случайных людей, которым просто есть что сказать. Здесь же можно увидеть немало знакомых лиц.
Участие Оливии Уайлд, Анны Кендрик, Рона Ливингстона и Джейсона Судейкиса выводит картину в более высокий эшелон. Вообще, «Собутыльники» в целом выглядят как более профессиональный взгляд на трендовое направление. Здесь есть более крепкая режиссура, переосмысление жанра и новые концепции.
В итоге получается хороший фильм, который задействует элементы мамблкора там, где это нужно. Но не ограничивает себя его законами и местами выходит за рамки.
Главная мысль фильм
Фильм заявлен как комедийная мелодрама и элементы этих жанров, определённо, встречаются. Однако вглядевшись в суть, можно заметить, что всё это лишь привычная для зрителей оболочка. За ней прячется остросоциальная драма о жизнях обычных людей среднего класса.
Изначально основной конфликт кажется сложным и практически неразрешимым из-за обилия интриг и ссор, подчёркнутых постоянным употреблением алкоголя. Но за время просмотра понимаешь, что главная трагедия «Собутыльников» значительно проще.
Персонажи не способны не то что решить собственные проблемы, а даже начать хоть как-то им противостоять. Первая победа, которую они должны совершить – победа над самими собой, собственной ленью и отстранённостью от жизни. Увы, сделать этого героям не удаётся. В итоге перед нами предстают обычные взрослые люди, которые уже перестали искать в жизни хоть какой-то смысл. Они не видят ничего, за что стоило бы бороться.
Интересы у таких персонажей весьма приземлённые. Закинуть в себя побольше алкоголя, найти партнёра для секса, а после уснуть в беспамятстве. И такая жизнь уже кажется им привычной и удобной настолько, что за ширмой комфорта они не замечают разрушительности собственного быта. Этот фильм – новый взгляд на проблему «маленького человека», который сделал выбор в пользу ухода от реальности, а не сражения за лучшую жизнь.
При просмотре вспоминаются и другие картины на схожую тему. Как ни странно, первым в голову приходит фильм «Внутри Льюина Дэвиса». Да, в нём не был поднят вопрос алкоголя. Однако персонаж точно также своими руками разрушил открывшиеся перед ним перспективы из-за внутренней пустоты. Также в голову приходят «На обочине» и «Пьянь», которые совсем близки «Собутыльникам» по общей идее.
РЕЦЕНЗИЯ НА ФИЛЬМ «ИДЕАЛЬНЫЙ ГОЛОС 2» 2015 ГОД. Читайте также
Сложности жизни
И нет, картина вовсе не о вреде алкоголя, как может показаться по описанию. Она о людях, настоящих людях, которые живут вокруг нас. Они настолько запутались в современном мире, что так и не смогли встать хоть на какую-то жизненную тропу. Здесь нет места великой любви, стремлению к целям или героизму. Лишь трагикомический взгляд на быт тех, для кого подобные блага оказались недоступными.
В любви и сексе персонажей нет ни капли страсти или эстетики. Только плоские топорные действия. В их жизни нет ничего примечательного или интересного. Просто проведение дней хоть в каком-то досуге до самой смерти. У них нет целей и мечтаний. Лишь бесконечные проблемы и глубокая трагедия, которая прячется за литрами выпивки.
И все мы понимаем, что ждёт этих героев дальше. Если их образ жизни не изменится, а это очень маловероятно, уже к 40 годам они рискуют стать не самыми желанными членами общества. Больше того, можно предположить, что к 60 не многие из персонажей вообще останутся в живых.
Зритель с грустью наблюдает за тем, как время, отведённое героям, утекает сквозь пальцы. Ведь с каждым днём, с каждым годом у них остаётся всё меньше шансов осознать разрушительность устоявшегося быта и успеть, хоть что-то исправить.
И этот трагизм, тяжёлый душевный груз, умело скрывается за довольно бытовыми разговорами обо всём и ни о чём. Заметно, что с каждым днём подобный формат жизни становится всё более невыносим для героев. Однако они продолжают решать эту проблему привычным способом. И всё же пока что потеряно не всё. У персонажей ещё есть шанс восстановить свою жизнь из руин. Так что небольшая надежда на счастливый финал пока остаётся.
РЕЦЕНЗИЯ НА ФИЛЬМ «ИДЕАЛЬНЫЙ ГОЛОС 3» 2017 ГОД. Читайте также
Резюме
В целом, фильм – на любителя. Здесь нет бешеной динамики, интересных сценарных решений и вылизанной картинки. Вместо этого: реалистичное повествование, нетривиальные персонажи, которых не так уж часто можно увидеть на экране и довольно экспериментальный подход к творчеству. Если хочется насладиться чем-то спокойным, но имеющим серьёзный смысл, а местами и взгрустнуть о чём-то своём, можно смело дать шанс «Собутыльникам».