Фильм «Убийство в Восточном экспрессе» (2017). Рецензия.
Фильм «Убийство в Восточном Экспрессе»
Год: 2017
Жанр: детектив, криминал, драма
Слоган: «Под подозрением каждый»
Длительность: 114 мин.
Режиссёр: Кеннет Брана
Сценарий: Майкл Грин, Агата Кристи
Сборы в мире: $352 789 811
Возраст: 16+
Когда в поезде, в котором ехал Эркюль Пуаро, происходит убийство, знаменитого детектива нанимают для раскрытия дела.
Рецензия
Экранизация книг, ставших классикой, по которым уже снят не один десяток фильмов – непростая задача. Кто-то переносит действие в современную реальность. Кто-то снова повторяет историю слово в слово. А кто-то ищет альтернативные пути. К последним можно отнести фильм 2017 года “Убийство в Восточном экспрессе”. Кино получилось странное. Сильное в тех моментах, когда режиссёр не отклонялся от написанного Агатой Кристи. И слабое, когда он добавлял от себя в историю динамики, драматизма и юмора.
Цель, которую преследовал режиссёр Кеннет Брана, взявшись за новую киноверсию классического детектива Агаты Кристи, до конца не ясна. С одной стороны – картинка довольно старомодная. Актёры специально немного переигрывают.
Постановочные жесты, позы, монологи и диалоги – подражание манерам старых голливудских звёзд. Эти детали должны погрузить зрителя в другую эпоху. Также к этому располагает визуальный ряд: костюмы и декорации, операторская работа и цветокоррекция. Всё это переносит нас в старый Голливуд.
С другой стороны, прослеживается явное желание создателей осовременить книгу. Они добавляют в повествование “актуальной” напряжённости, связанной с расовыми конфликтами. Эта деталь иногда смотрится преувеличенной. Создатели стараются оставить как можно меньше спокойных сцен.
На протяжении всей ленты происходят конфликты, льются рекой эмоции и творится какой-то ужас. Да и образ самого известного бельгийца не вписывается в канон. Эркюль Пуаро в экранизации 2017 года больше похож на “дефективного детектива” и чудака Монка. Или на гениального и кошмарного Шелдона из “Теории большого взрыва”, чем на персонаж из книг Агаты Кристи.
«СОННАЯ ЛОЩИНА» (1999) – ИНОГДА ВАЖНЕЕ ЗАГЛЯНУТЬ В СЕРДЦЕ, А НЕ В УВЕЛИЧИТЕЛЬНОЕ СТЕКЛО. РЕЦЕНЗИЯ. Читайте также
Противоречивое впечатление
Если не опираться на роман, и забыть, что речь идет об экранизации, сама по себе лента — сочетание детектива и комедии в самом плохом смысле. При этом образ Пуаро взят не из детектива. Это становится ясно уже в первых сценах, придуманных Кеннетом Браном. Они не имеют никакого отношения к первоисточнику.
Они дают понять: Эркюль Пуаро — великий сыщик, чья проницательность и гениальность граничат со сверхъестественными способностями. Но в то же время он чудак, чьи разные навязчивые идеи превращают его в посмешище. Эркюль Пуаро вызывает приступы смеха, напоминающего кудахтанье и ужас. Поэтому впечатление от ленты противоречиво.
Зрителей должны волновать и пугать убийство и связанная с ним тайна. То, что поезд оказался отрезан от мира, застряв в горах. И то, что среди пассажиров до сих пор находится убийца. Но в кадре периодически возникает Пуаро, скорчив дурацкую физиономию или отколов что-нибудь забавное. После чего публика снова невольно хихикает. Триллер и комедия, перемешавшись, делают зрелище странным. Серьёзность тона финала не “клеится” со всем тем, что происходило на экране до этого.
При этом нельзя сказать, чтобы Брана сильно отступал от детективного романа, прописывая сюжет. Изменились образы героев и общие ощущения. Но именно происходящее на экране и фабула действия совпадают с книгой. Кроме самого начала, которое изменил режиссёр, описанные Агатой Кристи ситуации повторяются в кадре сцена за сценой. Знатоки её творчества это подтвердят. Вроде изменений много, но все они раскрашивают сюжет новыми красками, не меняя его суть.
Книга и фильм
Например, в книге Восточный экспресс застрял в сугробах. А в фильме он сошёл с рельсов после схода лавины. В книге у нас был просто роман между двумя людьми. В фильме это межрасовый союз. Для его раскрытия добавлена сцена открытого проявления расизма со стороны одного из персонажей. В книге у нас есть шведская миссионерка, которая почти не говорит. В фильме её играет Пенелопа Крус, постоянно бормочущая что-то о грехе и гневе Божьем.
Странная женщина делает мрачные сцены ещё мрачнее. В книге, когда одна из женщин случайно открывает дверь в купе персонажа Джонни Деппа, он делает ей сексистское замечание. В фильме направляет на неё пистолет. Примеры можно приводить бесконечно. Сюжет мало изменился. Но попытки сделать его веселее, драматичнее и динамичнее, не украшают, а искажают фильм.
Сложно определить, будут ли поклонники Кристи довольны работой Браны. Ведь сюжет продолжает копировать книгу, изменения можно назвать косметическими. Самый большой недостаток картины — она оставляет зрителей равнодушными. Интересный финал, интригующий, хотя и несколько извращённый, не ошеломляет. Когда дело доходит до нравственных вопросов, происходящее скорее просто удерживает внимание, не вызывая сильных чувств. Парадоксально, единственными сценами, на которых публика оживлялась – шутовские выходки неадекватного Пуаро.
ФИЛЬМ «ЦЕНА ИЗМЕНЫ» (2005). РЕЦЕНЗИЯ. Читайте также
Итог
В целом “Убийство в Восточном экспресс+++е” может понравиться и доставить удовольствие. Но так и остаётся загадкой цель создания этого фильма. Эта экранизация не привнесла ничего по-настоящему нового в старую детективную историю. Среди плюсов: хорошая операторская работа, красивая компьютерная графика и звёздный актёрский состав.