в случае убийства набирайте мКино 

В случае убийства набирайте «М» (Dial M for Murder) 1954 г.

Время чтения:7 Минуты, 21 Секунды

В случае убийства набирайте М

Год: 1954

Жанр: фильм-нуар, триллер, криминал, детектив

Длительность: 105 мин.

Режиссёр: Альфред Хичкок

Сценарий: Фредерик Нотт

Слоган: «Поцелуй За Поцелуем…Разворачивается невероятное напряжение!»

Сборы в США: $12 562

«В случае убийства набирайте «М» лучше всего подходит для взрослых людей. Фильм сочетает в себе неизвестность, убийство и шантаж. Всё это складывается в одну интригующую сюжетную линию, которая вызывает у звонящих телефонов дурную славу.

Сигнал об идеальном убийстве               

В далёком 1954 году известный американский и британский кинорежиссёр Альфред Хичкок экранизировал пьесу Фредерика Нотта «Телефонный звонок». Так мир увидел камерный психологический детектив, который уже много лет входит в десятку лучших фильмов детективного жанра по версии Американского института кино. В русском переводе фильм получил название «В случае убийства набирайте «М».

Сюжет фильма повествует о жизни высшего английского общества после Второй мировой войны. Почему же фильм о жизни английского высшего класса, с момента выхода которого скоро исполнится 70 лет, интересен для зрителей во многих странах мира до сих пор? Давайте разбираться. Попытаемся вместе рассмотреть и понять сюжет фильма.

Сюжет

Представьте престижный район в послевоенном Лондоне. Бывали в этих местах? Там в богатом доме проживает супружеская пара. Прошу познакомиться: в прошлом известный теннисист Тони Уэндис, роль которого исполняет Рэй Милланд и его очаровательная богатая супруга по имени Марго. Роль Марго в этом фильме великолепно исполнила известная американская актриса Грейс Келли.  Их супружество — это типичный брак по расчёту.

Раньше Тони привлекал Марго как известный теннисист и публичная личность. Сам Тони явно не испытывает к Марго каких-то нежных чувств. Он всегда рассматривал её как «денежный мешок». У супругов нет детей, но главное, что, судя по всему, у них нет взаимоуважения и взаимопонимания друг к другу. Они делают хорошую мину при плохой игре, поддерживая иллюзию счастливой совместной жизни. Богатая жизнь высшего общества вносит свои коррективы. Оба супруга прежде всего привыкли получать удовольствие от жизни и ни в чём себе не отказывать.

В таких условиях их отношения могут казаться достаточно прочными и устойчивыми. Однако в определённый момент Марго знакомиться с американским сценаристом Марком Хэллидэем. Они становятся любовниками. Вскоре об этом узнаёт Тони, который, видимо, не слишком сильно огорчён этим фактом. Но он начинает понимать, что Марго в любую минуту может уйти от него… И  тогда придётся лишиться её огромного состояния.

Задумка Тони

Осознав сложность своего положения, Тони сперва задумывает убить Марка. Но потом понимает, что правильным для него решением будет избавиться от Марго и завладеть по завещанию её деньгами. В это время Тони исполняет все желания Марго, старается быть хорошим мужем в её глазах. Он даже бросает теннис, чтобы больше уделять времени супруге и добиться её благосклонности. Стараясь исполнять все желания Марго, Тони на некоторое время вновь сумел завоёвывать её признание. Роман с Марком постепенно начинает затухать. Тони некоторое время ждал, что супруга во всём ему признается, но этого не произошло…

Теперь Тони окончательно уверен, что жена в любой момент может уйти от него вместе со своими миллионами, а на месте Марка может оказаться любой другой мужчина. Он начинает выстраивать картину идеального убийства своей жены, чтобы завладеть её деньгами и остаться вне подозрения. При этом одну из главных ролей должен будет сыграть домашний телефон пары.

Смысл названия

В 50-е и 60-е года XX века, на дисках телефонных аппаратов были не только буквы но и цифры. С буквы «М» начинается номер домашнего телефона Тони и Марго. Здесь буква «М» как бы символизирует первую букву имени Марго, а также — первую букву английского слова «murder» (убийство). Таким образом, раскрывается смысл названия фильма «В случае убийства набирайте «М». Тони позвонит по телефону, набрав сперва букву «М» — и после этого произойдёт убийство Марго.

Хочется, отметить, что план «идеального убийства» и сама сцена покушения на Марго сегодня смотрятся довольно нелепыми и смешными. Судите сами: уж очень рискованным выглядит предложение Тони Суону совершить преступление при помощи шантажа и подкупа. Ведь Суон вполне может всё рассказать Марго и потребовать за это вознаграждение.

Суон показан как жулик и аферист, но он не профессиональный убийца. Отсюда вопрос: откуда уверенность в том, что Суон в принципе способен задушить Марго чулком? Тут вспоминается известная советская комедия «Операция «Ы» или новые приключения Шурика»… Помните, как герой Г. Вицина «Трус», готовясь к инсценированному ограблению склада, долго тренирует движение по усыплению старушки-охранницы при помощи маски с хлороформом? А тут Суон должен совершить «идеальное удушение «без всякой тренировки»… Согласитесь, что это смотрится немного комично.

фильм в случае убийства набирайте м

Сцена убийства

Постараемся проанализировать саму сцену попытки убийства. Всё выглядит довольно наигранно и не вполне естественно. Марго долгое время пытается дождаться ответа на телефонный звонок. Незадачливый  убийца, на котором надето пальто, всё-таки решается её задушить чулком. Но её спасают ножницы, оказавшиеся рядом с телефонным аппаратом.

Кажется, что сопротивление хрупкой женщины уже сломлено. Но ей случайно удаётся в момент удушения вонзить ножницы в спину злоумышленника, пронзив насквозь пальто. А это со стороны также выглядит не очень убедительно… В минуты просмотра этой сцены невольно вспоминается роман Достоевского «Преступление и наказание». Родион Раскольников считал «идеальным орудием» убийства топор. Причём для верности удар по голове старушки-процентщицы он наносил тыльной стороной. Но в этом сюжете появляется именно чулок, как некий символ беззащитной женственности, на которую покушается злодей.

Вообще для фильмов 1950-х годов практически всегда характерна некоторая наивность в сюжете и в игре актёров. Но только ли в наивности дело? Вполне возможно, что Хичкок таким своеобразным способом высмеивает саму возможность совершить «идеальное преступление». Заставляет зрителей задуматься об этом при помощи достаточно наивных сцен.

Актёрская игра

Также следует отметить, что в фильме нет каких-то особо острых зрелищ. Нет перестрелок и погони, постановочных драк, специальных эффектов. Но сама игра актёров умело держит зрителей в напряжении в течение всего фильма, сохраняя интригу и интерес к происходящему. В этом и заключается впечатляющая игра актёров в сочетании с психологическими приёмами. Таким образом, достаточно простой детективный сюжет способен завораживать зрителей уже почти семь десятилетий.

Исполняющая роль Марго актриса, несмотря на некоторые наивные моменты, выглядит уверенно и обворожительно. Ведь Грейс Келли в реальной жизни — девушка из высшего общества. Её благосклонности часть пытались добиться нечистые на руку джентльмены, которые хотели «положить глаз» на её состояние и общественный статус.

Конец фильма

Несчастную Марго арестовывают. Мужу удалось её подставить. Очень скоро состоялся суд присяжных, который признал её виновной. На этом основании ей был вынесен смертный приговор.

С точки зрения британского права, сам факт скорого следствия и судебного разбирательства, которые закончились вынесением смертного приговора, в данной ситуации достаточно сомнителен. Но всё это умело добавляет эффект трагизма в напряжённый сюжет фильма.

Слаженная игра актёров заставляет зрителя поверить в происходящее и сочувствовать главной героине.

Однако доблестным стражам порядка удаётся разобраться в ситуации, найти и наказать виновного. Чтобы полностью понять перипетии сюжета, советую посмотреть фильм. Он того стоит.

Саундтрек

Важное место в фильме играет музыка выходца из России Дмитрия Тёмкина. Она позволяет на психологическом уровне раскрыть саму идею победы добра над злом и укрепить веру зрителей в справедливость.

Мораль и другие экранизации пьесы

В данном фильме детективный сюжет и вера в справедливость становятся важнее социальных проблем, которые поднимаются в пьесе Фредерика Нотта «Телефонный звонок». Сам Нотт, видимо, был согласен с возможностью такой интерпретации собственной пьесы. Он выступил в качестве автора сценария данного фильма.

Последующие экранизации данной пьесы Нотта ставили уже другие акценты.

В советском фильме «Ошибка Тони Вендиса» 1981 года краеугольным камнем повествования проходит мысль о том, что в капиталистическом обществе, где всем миром правят деньги, любой человек способен на преступление.

В 1998 году в США по мотивам данной пьесы вышел фильм «Идеальное убийство». Динамичный сюжет этого фильма рассказывает о том, как сильная женщина сама смогла раскрыть аналогичное преступление и собственноручно наказать мужа, который хотел организовать её убийство.

Относительно недавно в 2016 году в Государственном академическом театре им. Моссовета был поставлен спектакль с одноимённым названием известного фильма — «В случае убийства набирайте «М». Зрители увидели сложную полифоническую и психологическую драму, в которой, пожалуй, нет ни одного положительного героя. Богатая и наглая Марго Уэндис в этой постановке фактически делает преступником своего мужа, которого считает своей игрушкой. В конце спектакля делается намёк на то, что её любовник Марк Холлидэй станет её мужем и полностью повторит судьбу Тони.

Все эти поздние вариации вызывают смешанные чувства тревоги и сомнения. Возможно, что поэтому уже почти 70 лет, несмотря на более новые экранизации данной пьесы, большинство зрителей предпочитают старый добрый фильм Альфреда Хичкока с очаровательной Грейс Келли. В настоящее время этот фильм занимает весьма почётное 162 место из 250 самых популярных в мире фильмов по версии сайта IMDb.com. Такую высокую оценку дают современные зрители из самых разных стран мира. Все они верят в победу добра и справедливости даже в самой тяжёлой ситуации.

В случае убийства набирайте «М»

Изображение 2 из 24

Трейлер

В случае убийства набирайте М

Эпизод из фильма

Актёры

Грэйс Келли в случае убийства набирайте м
Грэйс-Келли (Grace Kelly)
Марго Мэри Вендис
Джон Уильямс в случае убийства набирайте м
Джон-Уильямс (John Williams)
инспектор Хаббард
Роберт Каммингс в случае убийства набирайте м
Роберт-Каммингс (Robert Cummings)
Марк Холлидэй
Рэй Милланд
Рэй-Милланд (Ray Milland)
Тони Вендис
Энтони Доусон
Энтони-Доусон (Anthony Dawson)
Лесгейт (Charles Swann)

Об авторе

Кристина Хомутовская

Киновед. Кино - это огромная часть культуры человечества. Кинематографу уже более 120 лет! Как профессионал играю важную роль в сохранении, изучении и популяризации киноискусства. Вношу ценный вклад в понимание кино, его воздействия на общество и его роли в нашей культурной жизни.
Поделиться:

Похожие записи