фильм Стычка в ночиКино 

Рецензия на фильм «Стычка в ночи» 1952 год.

Время чтения:4 Минуты, 43 Секунды

Фильм «Стычка в ночи»

Год: 1952

Жанр: фильм-нуар, драма, мелодрама

Слоган: «Beautifully Outspoken!»

Длительность: 105 мин.

Режиссёр: Фриц Ланг

Сценарий: Альфред Хэйес, Клиффорд Одетс

Возраст: 16+

Немецкий режиссёр Фриц Ланг сделал довольно интересную экспериментальную картину «Стычка в ночи». Причём результат его труда был настолько ошеломляющим, что чуть позже фильмы в жанре бытовой социальной драмы будут активно заполнять американский рынок кинематографа.

Сюжет

Главная героиня по имени Мэй возвращается домой спустя десять лет. Она понимает, насколько сильно всё изменилось. Её младший брат закрутил роман со сногсшибательной, но невероятно ветреной красоткой в исполнении Мэрилин Монро. В это же время он сотрудничает с итальянским иммигрантом Джерри Дамато.

Мужчине Мэй сразу приглянулась, и он решает начать за ней ухаживать. Сама же главная героиня совершенно не в восторге от идеи вступить в отношения с этим добродушным человеком. Мэй пытается донести до Джерри, что она не тот человек, который  ему нужен. Дать то, чего он хочет, у неё не получится.

Фильм Стычка в ночи актеры
Фильм «Стычка в ночи»

После этого девушка знакомится с другом своего ухажёра. Эрл Пфайффер – настоящий грубиян и алкоголик, который проматывает деньги. Мэй пугает собственная тяга к такому маргиналу. Поэтому она принимает решение выйти замуж за иммигранта. Однако чувства нередко начинают преобладать над разумом. Поэтому, будучи в браке, у пары нередко возникают конфликты.

Не нуар

Киноленту «Стычка в ночи», вопреки всеобщему заблуждению, нельзя отнести к нуару. Вероятнее всего фильм считают нуарным только потому, что в то время большинство из них таковыми и были. На самом же деле «Стычка в ночи» вообще не соответствует художественной, а также тематической характеристике такого жанра. В первую очередь фильм представляет собой социальную драму, которая выстроена на смелом для того времени сценарии.

Фильм Стычка в ночи рецензия
Фильм «Стычка в ночи»

Кинокартина не боится ставить под вопрос какие-то совершенно базовые вещи, связанные с семьёй. Ещё один момент, доказывающий, что фильм не имеет ничего общего с нуаром – это диалоги. Они не такие жёсткие, а скорее даже сглаженные на мотив бродвейского мюзикла.

В общем-то, нет ничего удивительно в таком сходстве. Ведь за основу брали мюзикл, только со своими доработками и адаптацией под сценарий фильма. Однако, в данной киноленте именно диалоги гораздо важнее, чем визуальная составляющая.

РЕЦЕНЗИЯ НА ФИЛЬМ «ТОРТ» 2014 ГОД. Читайте также

Режиссёр и актёры

Во время начала работы над фильмом, предполагалось, что режиссёром станет главный эксперт того времени – Николас Рэй. В результате же почувствовалось влияние Фрица Ланга. Он смог создать уникальную работу, которая сочетает старое и новое кино в одном флаконе. Причём это проявляется одновременно в каких-то мелких деталях и общей картине в целом. Так, перед нами диалоги, которые абсолютно не характерны для кинолент того времени. А также обилие натурных съёмок, что тоже было весьма нетипично.

Фильм Стычка в ночи трейлер
Фильм «Стычка в ночи»

На другой чаше весов, которая отвечает за старое кино, можно увидеть идеально выверенную постановку в кадре. Буквально бери и заноси в учебник в качестве образца. Даже между героями проходит довольно чёткая и жёсткая линия. Идёт интересное сравнение персонажей. Они будто вышли из разных эпох кинематографа.

То же касается и актёров, отыгрывающих просто великолепно. Они умело подчёркивают контраст. С одной стороны, мы видим старую закалку у Пола Дугласа и Барбары Стэнвик, а с другой, «свежую кровь» в лицах Монро и Райана. Новички будто вдыхают жизнь в эту картину и делают её немного взбалмошнее, сумбурнее.

Драма

В классическом нуаре есть довольно явные намёки на различного рода насилие. Как правило, их демонстрируют где-то в центральной части повествования. Здесь же данная особенность проявляется практически в самом конце. Да и то, намёки здесь введены довольно осторожно и даже изящно.

Зрителю показывают эмоциональную заряженность Джерри. Когда некие события приключаются с его семейством, с людьми, которых он искренне любит и ценит. Вспышка агрессии вовсе не центрирует фильм. Да и вряд ли бы стала, даже если бы всё закончилось смертью персонажей.

Режиссёр сумел снять картину, в центре которой какие-то психологические травмы и драмы. А не что-то жёсткое и даже кровавое, как было в нуарах. Внутренний конфликт главной героини в полной мере перетягивает внимание на себя. Порой даже оставляя других персонажей в тени.

РЕЦЕНЗИЯ НА ФИЛЬМ «СВАДЕБНЫЙ УГАР» 2016 ГОД. Читайте также

Адаптация пьесы

Но хотелось бы отдельно отметить, как режиссёр справился с адаптацией пьесы. В некоторых моментах чувствуется, что оригинальное произведение интереснее в своих мелких деталях. Как минимум, каждый раз, когда будильник звонит, можно проследить за этим звуком общее состояние Джерри. Оно постепенно подкрадывается к раскрытию его закипающей злости.

В фильме упущено много сцен в угоду натурным съёмкам и снижению градуса психологического напряжения в кадре. В кино наступает новая эра, появляются новые веяния. Режиссёр хочет в полной мере показывать эмоциональность героев, не прятать их, а наоборот продемонстрировать в полной мере. На место психоаналитическому приходит реалистический подход.

Раньше всё казалось не таким очевидным, было более прикрытым, завуалированным. А сейчас режиссёр смело показывает реальные эмоции персонажей, они говорят прямо и открыто. Больше нет страха перед негативом, который может испытывать каждый живой человек. Именно поэтому «Стычка в ночи» стал настолько прорывным проектом в своё время.

Однако это был лишь смелый эксперимент, некая проба пера мастера. В конечном итоге, к сожалению, это ни к чему не привело. Режиссёр в дальнейшем вновь вернулся к излюбленному стилю работы. Ланг вновь начинает снимать популярный тогда нуар.

РЕЦЕНЗИЯ НА ФИЛЬМ «МНЕ БЫ В НЕБО» 2009 ГОД. Читайте также

Резюме

Подводя итоги, хочется отметить, что среди наших любимых жанров не затесался драматургический фильм с психологическим подтекстом. Чаще всего это были какие-то нудные картины, которые перегружены мелодраматизмом. Однако режиссёр убрал всё худшее из этого жанра и сумел создать очень напряжённую киноленту.

Она не оставляет время даже на то, чтобы вздохнуть. Это талантливая экспериментальная работа. Фильм незаслуженно остался незамеченным среди критиков и многих зрителей.

Трейлер

Актёры

Пол Дуглас (Paul Douglas)
Пол Дуглас (Paul Douglas)
Джерри Д’Амато
Барбара Стэнвик (Barbara Stanwyck)
Барбара Стэнвик (Barbara Stanwyck)
Мэй Дойл
Роберт Райан (Robert Ryan)
Роберт Райан (Robert Ryan)
Эрл Пфейффер
Мэрилин Монро (Marilyn Monroe)
Мэрилин Монро (Marilyn Monroe)
Пегги
Поделиться:

Похожие записи